❗❗ Во многих украинских областях сформировалось крупное подполье. Люди всё чаще выбирают сопротивление...
МирПолитика

Что же такое «Ядерная программа Ирана»?

Сами понимаете, что прямо в таком «природном» виде из этого куска ничего не сделаешь. Ни автомобильную деталь, ни нож, ни даже обычный гвоздь.

Природная руда содержит слишком много примесей. Поэтому сначала с ней нужно хорошенько поработать. Убрать лишнее, а затем, наоборот, добавить нужное (чтобы получить какой-либо сплав) и уже после этого из железа можно изготовить всякие изящные штуки.

Вот уран, про который мы так много слышим, – это примерно то же самое. В природном виде он «неотёсан и неказист». Урановую руду нельзя просто взять и запихать в атомный реактор или в боеголовку баллистической ракеты. Это просто камень, хотя и своеобразный.

Чтобы из урановой руды получить ядерное топливо или (тем более) ядерное оружие, нужно очень сильно постараться.

Сначала уран нужно очистить от всех примесей, чтобы получить чистый металл (как чистое железо):

Но даже в таком чистом виде уран почти ни на что не годен, как не годно и чистое железо (оно слишком мягкое, очень быстро ржавеет и т.д.).

Чтобы железо стало пригодным сплавом (чугуном, сталью), в него добавляют различные компоненты. Вот так же и чистый уран, чтобы стать топливом или оружием, должен пройти через некоторые метаморфозы.
Только в отличие от железа, эти метаморфозы куда более сложные.

Если говорить по-простому, то существует два основных «вида» (по научному – изотопа) урана. Это Уран-238 и Уран-235.

Уран-238 – слабо радиоактивный, не поддерживает цепную ядерную реакцию, его даже можно подержать в руках. И он почти ни на что не годен.
А вот Уран-235 – это «агрессивная» форма урана. Она радиоактивна, способна поддерживать цепную ядерную реакцию, ее можно использовать как топливо для АЭС и т.д.
Так вот в «природном» куске урана содержится, условно, 99% бесполезного урана-238 и всего 1% крайне ценного урана-235.

Хорошее сравнение тут: нефть.
Сама по себе она мало на что пригодна. Например, в двигатель автомобиля ее не зальешь, пластиковый пакет из нее не изготовишь. Но внутри нефти содержится огромное количество полезных компонентов. Например – бензин или полимеры для пластиковых пакетов.

Поэтому люди научились выделять из нефти эти полезные компоненты: бензин, дизельное топливо и т.д.

С ураном (образно выражаясь) то же самое. Люди научились выделять из природного урана непосредственно уран-235, который нужен в атомных реакторах и атомных бомбах.

Процесс получения этого «полезного» урана называется «обогащением«.

В природном куске урана, если быть точным, содержится всего 0,72% необходимого урана-235.

Если «очистить» природный уран и довести эту долю до 2-5%, то такой «обогащенный уран» уже будет пригоден для использования в атомных электростанциях в качестве топлива.

Однако степени обогащения в 2-5% недостаточно для создания ядерного оружия. Там степень обогащения должна быть выше 20%.

Такой уран называют высокообогащенным. Он уже способен поддерживать цепную ядерную реакцию (то есть взрываться). Однако степень обогащения в 20% все-таки слишком мала для современного ядерного оружия.

Бомба с таким ураном будет считаться «грязной», т.к. от нее больше радиоактивного заражения, чем разрушений (взрыв слабоват, короче).

Для хорошей мощной бомбы степень обогащения нужно довести до 90%. Вот тогда рванёт так рванёт.

Теперь, что же такое «ядерная программа Ирана»
Дело в том, что Иран, как и любая другая страна в мире, имеет право на атомную энергетику. И одна атомная станция у них есть – это АЭС в Бушере. К ней, собственно, никакой претензии нет и быть не может.

Однако для атомной энергетики, как мы только что разобрались, достаточно обогатить уран до уровня 2-5%.

Проблема же (для Израиля и США) заключается в том, что Иран начал обогащать уран до гораздо более высоких значений. Говорят, что он уже смог обогатить уран до уровней 60 и даже 80%.

Этого уже достаточно для создания «грязной» атомной бомбы. Кроме того, еще чуть-чуть, и Иран может получить уран со степенью обогащения 90%, а это уже позволит собрать настоящую ядерную бомбу. Достаточно компактную, чтобы уместить ее в баллистической ракете, и достаточно мощную, чтобы снести какой-нибудь израильский город, например Хайфу.

Позиции сторон:
Иран говорит: мы НЕ разрабатываем ядерное оружие. Мы обогащаем уран только для того, чтобы использовать его в нашей АЭС. Ну, и немного в исследовательских целях. Поэтому нам нужны заводы по обогащению урана.

Израиль и США говорят: нет, вы всех обманываете. Вы обогащаете уран до уровня 80 и более процентов. Мы не против, чтобы вы имели собственную АЭС, но свое ядерное оружие вам иметь нельзя. Поэтому либо подписывайте договор и ликвидируйте заводы по обогащению урана, либо мы разбомбим эти заводы сами.

Предложение Путина: пусть Иран продолжает иметь атомную энергетику, а уран для этой энергетики будем обогащать мы. Мы обязуемся передавать уран с обогащением только до 5%, а Иран обязуется вообще не иметь обогатительных заводов.

Реплика Ирана на предложение Путина: нет. Мы хотим быть самостоятельными и обогащать уран на своей территории.

Вот если вкратце и по-простому, то дела обстоят так.

Объясняю на пальцах
https://dzen.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»