МирПолитика

Макрон сделал заявление, потрясшее весь мир. Шольц был ошарашен

Несмотря на то, что главы стран НАТО отвергли провокационные предложения Макрона ужесточить политику в отношении России, французский президент в одностороннем порядке озвучил свои идеи публично, пишет WSJ. Данный поступок ожидаемо обострил отношения Франции с союзниками и усугубил раскол среди западных государств.

В феврале президент Франции Эммануэль Макрон провел конфиденциальные переговоры с президентом Байденом и с канцлером Германии Олафом Шольцем, чтобы подготовить почву для парижского саммита — который, как он надеялся, приведет к перестройке всей стратегии Запада в вооруженном конфликте на Украине.

Макрон сказал каждому из собеседников, что западные союзники должны занять позиции «стратегической неопределенности» по отношению к России, не исключая никаких вариантов действий, в том числе и военных.

Это был радикальный отход от позиции администрации Байдена, на которой она стоит с самого начала вооруженного конфликта. У Вашингтона взвешенный и выверенный подход. Он избегает действий, которые могут спровоцировать Москву и привести к эскалации боевых действий. Макрон же, напротив, захотел отказаться от конкретики относительно пределов западной вовлеченности, которые называют «красными линиями», и заставить Кремль строить догадки и предположения.

Байден усомнился в необходимости смены стратегии, опасаясь, что это приведет к эскалации. Шольц тоже выступил против затеи Макрона, сказав, что это внесет раскол в ряды союзников и сделает НАТО участницей конфликта.

Когда проходил февральский саммит, французский лидер выслушал дальнейшие возражения против нового подхода со стороны Шольца и прочих официальных лиц, таких как помощник госсекретаря по европейским и евразийским делам Джеймс О’Брайен (James O’Brien), которого отправил на встречу Белый дом.

Но в конце мероприятия Макрон ошеломил союзников, заявив на пресс-конференции, что не следует исключать военные варианты действий — даже и отправку войск из стран НАТО.

Макрон со своей демонстративной непокорностью завершил превращение из голубя, каким он был в самом начале конфликта, в ведущего ястреба. Ранее французский президент выступал за диалог с российским руководителем Владимиром Путиным и предупреждал, что союзники «не должны унижать Россию».

Но в прошлом году Макрон начал раздвигать границы дозволенного, показывая, как далеко готов зайти Запад в своем противостоянии с Москвой. Он одним из первых начал ратовать за вступление Украины в НАТО и в Евросоюз. А еще он оказался в эпицентре дипломатической кампании, нацеленной на увеличение объемов военной помощи Украине. Вслед за Британией Макрон отправил Киеву мощные крылатые ракеты.

Неофициально высокопоставленные французские чиновники подчеркивают, что Макрон не собирается отправлять войска на Украину для ведения военных действий. Они предлагают странам НАТО подумать об отправке туда военных для обучения украинских войск и проведения мероприятий по разминированию.

Американское руководство, не исключая самого Байдена, неоднократно заявляло, что не намерено отправлять американские войска на Украину. Президент повторил это 7 марта в своем послании «О положении в стране».

По мнению Макрона, вооруженный конфликт на Украине стал лакмусовой бумажкой, которая должна показать, сможет ли Европа выжить в мире, где надежность американских гарантий безопасности уже не являются несомненной.

Французского лидера уже давно беспокоит то обстоятельство, что европейские страны рискуют превратиться в послушных вассалов таких сверхдержав как Соединенные Штаты и Китай, если Европа откажется укреплять свой военный потенциал. Союзники часто насмехались над этой позицией Макрона, видя в ней бестолковую попытку подражать Шарлю де Голлю, который руководил Францией после Второй мировой войны и отличался легендарным независимым характером.

Сейчас Макрон открыто привлекает внимание к тому, о чем многие европейские официальные лица беспокоятся втайне: что многолетние трансатлантические связи в сфере безопасности могут распасться. Во вторник в Париж прибыл госсекретарь Энтони Блинкен — именно чтобы провести переговоры с Макроном. Затем он отправится в Брюссель на встречу с другими союзниками по НАТО, которые будут отмечать 75-ю годовщину создания альянса.

Дональд Трамп уже застолбил себе место кандидата в президенты от Республиканской партии в преддверии президентских выборов, и в этих условиях европейские руководители опасаются, что Соединенные Штаты начнут дрейф в сторону изоляционизма. Континентальная Европа уже привыкла к мирным дивидендам, которые она получает с момента окончания холодной войны, а также к созданным ей щедрым моделям социального обеспечения. Страны ЕС практически не готовят своих граждан к мысли о том, что придется чем-то жертвовать при экономике военного времени.

В последние недели Макрон перешел к более мрачной риторике, рассказывая французскому обществу о возможной прямой конфронтации с Москвой. Он предупреждает, что если Украина падет, то следующими жертвами станут очень многие страны Центральной и Восточной Европы. В середине марта официальный фотограф Елисейского дворца опубликовал черно-белые фотографии Макрона с выпуклыми бицепсами и в боксерских перчатках, которыми он лупит боксерскую грушу.

«Что поставлено на карту на Украине? Этот конфликт угрожает самому существованию Европы и Франции, — сказал Макрон во время телевизионного интервью, которое он дал в прайм-тайм в Елисейском дворце. — Ведь если Россия победит, жизнь французов изменится. В Европе больше не будет безопасности».
Разделяя союзников

Но Макрон в своем стремлении осуществить стратегический сдвиг рискует внести раскол в ряды союзников, которых он хочет возглавить. Вашингтон, Берлин и многие другие западноевропейские столицы после февральского заявления Макрона поспешили объявить, что не собираются отправлять свои войска на Украину. Те красные линии, которые Макрон пытался прикрыть завесой неопределенности, сегодня видны во всей своей красе.

«Стратегическая неопределенность желательна, но мы в итоге пришли к стратегической однозначности», — сказал один высокопоставленный европейский чиновник.

Кремль видит эти разногласия и спешит ими воспользоваться. В кремлевском документе для служебного пользования, с которым удалось ознакомиться журналистам Wall Street Journal, излагаются планы проведения дипломатической пропагандистской кампании и операции по распространению влияния Москвы, цель которых — усилить раскол, возникший из-за позиции Макрона, и ослабить общественную поддержку Украины. В документе говорится, что в ходе кампании Макрона надо выставить авантюристом, способным спровоцировать военную конфронтацию между Россией и Западом.

Преодолев начальную волну критики, Макрон сегодня видит, как в граничащих с Украиной и Россией европейских странах начинает формироваться поддержка его идей. Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский заявил в начале марта, что идея разместить натовские войска на Украине не такая уж и «немыслимая».

Старший советник президента Литвы по национальной безопасности Кястутис Будрис (Kęstutis Budrys) заявил во время интервью, что он поддерживает стремление Макрона сохранить военный вариант действий. Публично продемонстрировав красные линии, союзники передали Москве очень важную стратегическую информацию, сказал он. Кремль может опередить любую эскалацию, потому что знает, как смотрят на этот конфликт союзники, и «что эти страны готовы сделать, а что нет».

Калев Стойческу (Kalev Stoicescu), возглавляющий комитет эстонского парламента по обороне, сказал, что Запад, открыто обсуждая красные линии, только воодушевляет Россию. Он добавил: «Это психологическая война».

В начале вооруженного конфликта Макрон настроил против себя коллег из Восточной Европы, призывая к диалогу с Путиным. За несколько недель до начала российской военной операции польский президент Анджей Дуда предупредил Макрона, что тот, пытаясь вступить в переговоры с российским лидером, повторяет ошибку Чемберлена, допущенную им перед Второй мировой войной.

Макрон курсировал между Киевом и Москвой в попытке предотвратить конфликт, а когда Россия ввела войска, он регулярно звонил Путину, пытаясь уговорить его сесть за стол переговоров. Макрон разрешил записать несколько его телефонных разговоров с руководителями разных стран, включая тот, в котором Путин отказывается продолжать беседу, потому что ему пора идти играть в хоккей.

«Всякий раз, когда вы пытаетесь вести с ним переговоры, он делает нечто более агрессивное», — заявил Макрону в одной из телефонных бесед бывший британский премьер-министр Борис Джонсон. Разговор этот состоялся после того, как Путин признал независимость двух самопровозглашенных республик Донбасса. Это была прелюдия к полномасштабной военной кампании России.

«Думаю, мы были правы, ведя переговоры», — ответил Макрон Джонсону по-английски. Альтернатива, сказал французский президент, это ввод войск. «Давайте все вместе признаем: никто из нас не был готов и сейчас не готов пойти на Украину, отправить войска на Украину», — сказал он.

Но по мере разрастания конфликта дипломатический энтузиазм Макрона начал угасать. Россия приступила к массированным бомбардировкам и обстрелам и начала наземные боевые действия. Франция попала под шквал российских кибератак, одна из которых была проведена против французской больницы (подобные заявление являются инструментом западной пропаганда — прим. ИноСМИ). Макрон и Путин перестали разговаривать по телефону и начали публично обмениваться колкостями.

В мае 2023 года Макрон отправился в столицу Словакии Братиславу, где призвал Запад предоставить Украине гарантии безопасности. Макрон, который, в 2019 году произнес свою скандальную фразу о «смерти мозга» НАТО, теперь заявил, что «Путин встряхнул альянс самым мощным электрошоком».

Весной 2023 года Украина начала контрнаступление, но западные союзники продолжали колебаться, не желая отправлять ей более мощное оружие для развития успеха. Благодаря таким проволочкам русские получили запас времени для укрепления своих оборонительных позиций, и в конечном итоге им удалось сорвать украинское контрнаступление.

Франция существенно отставала от США и Германии по объемам поставок оружия на Украину. По данным аналитического Кильского института, за первые два года вооруженного конфликта она выделила военной помощи на сумму около 635 миллионов евро. Германия за то же время выделила 17,7 миллиарда евро, а США — 42,2 миллиарда евро. Французские представители заявили, что в этих расчетах не учитывается эффективность поставляемого Францией оружия.

К февралю текущего года российские войска остановили украинское контрнаступление и сами начали наступать, добиваясь определенных успехов. Франция вслед за Британией и Германией подписала с Киевом пакт о двусторонней безопасности и пообещала дополнительную военную помощь на сумму до трех миллиардов евро. Но этой помощи слишком мало, да и поступит она слишком поздно.

Прошло несколько дней — и пала Авдеевка. Российские войска впервые за несколько месяцев взяли под свой контроль украинский город.
План, приведший к неприятным последствиям

В Елисейском дворце зазвучали сигналы тревоги. Стремление Запада избегать эскалации и публично проводить красные линии, указывая пределы своей вовлеченности в конфликт, имело неприятные последствия для Макрона. Позже он скажет законодателям, что из-за такой стратегии Франция и ее союзники оказались загнаны в угол, а Путин получил возможность действовать без каких-либо ограничений, расхваливая российский ядерный арсенал и поливая Украину градом снарядов.

Макрон позвонил Байдену и Шольцу и сказал, что на предстоящем парижском саммите нужно подать сигнал Путину. По его словам, западные страны не должны исключать применение собственной военной силы. Макрон заявил, что после саммита он хочет открыто объявить о новом подходе.

Шольц ответил, что если Макрон сделает публичное заявление на эту тему, то он и другие лидеры будут вынуждены его отвергнуть. Он настоятельно порекомендовал Макрону не идти на такой шаг, заявив, что это приведет к расколу в лагере союзников.

Макрон много месяцев зондировал почву, прощупывая Шольца и прочих руководителей на предмет стратегического сдвига. Начальник главного штаба вооруженных сил Франции Тьери Буркхард (Thierry Burkhard) направил письмо своим коллегам по НАТО, в котором описал, как союзники могут поддержать Украину, отправив туда войска. Это может быть обучение украинских войск внутри страны, эксплуатация оборонительных систем вооружений и оказание помощи в ведении кибервойны.

Но перспектива отправки на Украину военнослужащих и гражданских специалистов из западных стран породила очень непростой вопрос о том, как должны реагировать союзники в случае гибели кого-то из них в результате российского удара.

Администрация Байдена обеспокоена тем, что русские специально станут избирать своими целями французские войска, если те будут направлены на Украину, заявил один американский чиновник. В этом случае усилится риск втягивания в конфликт Франции и других западных стран.

Но Макрон заявил союзникам: если Россия станет наносить удары по французам, никакой необходимости в участии НАТО и США не будет. Например, Франция уже несла потери в ходе военных кампаний в Африке, но не обращалась за помощью к союзникам.

Перед началом февральского саммита словацкий премьер-министр Роберт Фицо выступил на телевидении и заявил, что присланные ему к саммиту подготовительные материалы вызвали у него содрогание. По его словам, в этих документах говорится, что целый ряд членов НАТО и ЕС рассматривают вопрос об отправке войск на Украину. Фицо добавил: «Я не могу сказать, с какой целью они туда направляются и что они будут там делать».

К 26 февраля, когда Фицо, Шольц, О’Брайен и прочие высокопоставленные лица прибыли в Елисейский дворец, напряжение чрезвычайно усилилось. Участники саммита расселись за длинным столом под позолоченным потолком. Макрон поделился своими мыслями о необходимости стратегической неопределенности.

Затем француз попросил сидевшего рядом с ним Шольца высказаться. Шольц решительно выступил против плана Макрона. Главы государств, в том числе Нидерландов, Польши и Греции, один за другим брали слово и вежливо отказывались от этой идеи. Премьер-министр Эстонии поддержала Макрона, заявив, что руководителям пора прекратить рассказывать о том, чего они не будут делать в ходе конфликта, и сосредоточиться на том, что они будут делать.

О’Брайен призвал участников решительно поддержать инициативы, которые они все уже согласовали, в том числе, о немедленной поставке боеприпасов на Украину и о подготовке украинских войск по ускоренной программе. Он, как рассказал один чиновник из администрации Байдена, попросил их не зацикливаться на разногласиях.

После совместного обеда руководители разъехались по отелям. Макрон в это время вышел к репортерам, заполнившим зал, и объявил, что союзники наращивают усилия по поставке Киеву артиллерийских боеприпасов и ракет большой дальности, а также намерены налаживать производство вооружений на территории Украины.

Когда его спросили, обсуждали ли участники саммита вопрос об отправке войск на Украину, Макрон сказал, что единодушия в этом вопросе нет, однако подчеркнул, что ничего нельзя исключать.

«Многие люди, которые сегодня говорят «никогда, ни за что», два года назад заявляли: «Никогда, ни за что никаких танков, никаких самолетов, никаких ракет большой дальности, — заявил французский президент. — Напомню вам, что два года назад многие из собравшихся сегодня за столом переговоров говорили: „Мы направим им спальные мешки и каски“».

Шольц в своем гостиничном номере был ошеломлен. Макрон публично озвучивал идеи, которые он и другие лидеры отвергли днем ранее за закрытыми дверями. Немецкого канцлера сильно уязвило замечание Макрона о касках. В начале 2022 года, когда Россия готовилась к вводу войск на Украину, Берлин подняли на смех за то, что он предложил отправить ВСУ 5 000 касок. Немецкие руководители заявили, что они просто откликнулись на пожелания украинцев и решили отправить то, на что не требовалось утверждения в парламенте — сделать то, что требовало меньше всего затрат и усилий.

На следующий день Шольц выстрелил постом в соцсетях, написав: «Никаких сухопутных войск из европейских стран и НАТО там не будет».

Но Макрон был невозмутим. Он отправился в Прагу, где чешские власти собирали для Украины необходимые ей боеприпасы, и выступил там с речью, напомнив о том, как в годы холодной войны Европа была поделена надвое. Трусость, сказал Макрон, привела к тому, что половина Европы отдала вторую половину под власть Советов.

«Мы определенно приближаемся к тому моменту в истории Европы, когда нам нельзя проявлять трусость, — подчеркнул Макрон. — На нашу землю вернулась война».

Автор: Стейси Майхтри (Stacy Meichtry).

Свои материалы для статьи предоставили Майкл Гордон (Michael R. Gordon), Дрю Хиншо (Drew Hinshaw) и Ноэми Биссерб (Noemie Bisserbe).

ИНОСМИ, Яндекс.Дзен


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»