
Аэропорты будущего: как мы будем путешествовать в 2100 году?
Как будут выглядеть наши воздушные гавани в 2100 году?
Этим вопросом задался словенский архитектор Душан Секулич. В 2022 г. он занял второе место на Fentress Global Challenge — ежегодном международном конкурсе, посвящённом проектированию аэропортов будущего.
Переосмыслив дизайн самого загруженного в мире аэропорта Хартсфилд-Джексон в Атланте (США), Секулич превратил его в «аэропорт drive-in». По задумке, пассажиры туда прибывают не на автомобиле или общественном транспорте, а в специальных автономных капсулах. Они доставляют людей прямо из дома в воздушную гавань. Для перелёта на большие расстояния предусмотрен вместительный летательный аппарат, который погружает на борт сразу несколько капсул и доставляет их до пункта назначения «скопом».
«Можно даже собрать людей, которые живут в одном районе и имеют схожий маршрут», — сказал Секулич в интервью Euronews. «Так что в некотором смысле аэропорт будущего — это просто мост между землей и небом», — добавил он.
Архитектор считает, что проектировать будущие аэропорты необходимо в соответствии с принципом устойчивого развития.
«Такой дизайн не только возможен, но и необходим. Будущее будет таким, каким мы его предскажем. Мы должны видеть его в зелёном цвете, экологичным, и таким, каким нам хочется самим. В этом и заключается идея футуризма, как я её понимаю», — сказал Секулич.
Некоторые из его дизайнерских решений, возможно, не так уж далеки от реальности.
Регистрация и прохождение контроля из автономного автомобиля
Число авиапутешественников растёт, поэтому, как считают многие эксперты, аэропорты нуждаются в перепроектировании.
«Самая большая проблема сегодня — это рост спроса в авиационной отрасли», — сказал в интервью Euronews Роберт Фетеану, представитель американской компании HDR Inc.
Роберт Фетеану
представитель американской компании HDR Inc.
«Всё больше людей хотят путешествовать, а инфраструктура стареет. По прогнозам, через 25 лет спрос на перелёты увеличится вдвое, а это значит, что теоретически, надо удвоить площадь аэропорта и его инфраструктуру, что в принципе невозможно».
В прошлом году компания HDR Inc. представила концепты, иллюстрирующие некоторые возможные преимущества автономных технологий для аэропортов.
Среди них была идея о том, что пассажиры будут регистрироваться на рейс и проходить первичную проверку безопасности во время поездки в автомобиле без водителя, организованной авиакомпанией или аэропортом. Багаж доставят в отдельный распределительный центр.
Далее по прибытии в аэропорт пассажиры будут проходить досмотр на движущейся дорожке, оснащённой технологией распознавания лиц и современными сканерами. В это время пассажиры могут свободно разговаривать и передвигаться.
Несмотря на футуристический характер этой идеи, технологии для её реализации уже существуют.
Например, в Южной Корее в июле в аэропорту Инчхон внедрили систему распознавания лиц, которая заменяет привычное сканирование посадочных талонов и паспортов.
По данным Глобального опроса пассажиров 2022 года, проведённого Международной ассоциацией воздушного транспорта, 88% пользователей аиатранспорта удовлетворены процессом биометрии в целом, а 75% из них готовы использовать биометрические данные вместо паспорта или посадочного талона.
Однако по-прежнему есть опасения относительно безопасности данных.
«Я считаю, такие проекты легче реализовывать в более благоприятных с точки зрения технологий зонах — в Азии или на Ближнем Востоке, например. Так, вы всегда можете посмотреть на Инчхон, Чанги или Дубай. Они являются, своего рода, первопроходцами в этой области», — говорит Фетеану.
«Они стараются действовать иначе, потому что стремятся опередить время, быть проактивными и внедрять эти вещи, в то время как более традиционные экономики, такие как Западная Европа или Северная Америка реагируют не сразу».
Аэропорты и самолёты с нулевыми нетто-выбросами
Технологию, позволяющую сделать аэропорты более устойчивыми, тоже тестируют и внедряют.
Так, шведский государственный оператор аэропортов Swedavia, пионер в области экологичных авиаперевозок в Европе, ставит перед собой задачу к 2030 году полностью отказаться от ископаемого топлива на внутренних рейсах, а к 2045 году — на всех перелётах, выполняемых из Швеции.
Лена Веннберг
менеджер по устойчивому развитию и охране окружающей среды компании Swedavia
Планируется использовать электрические самолёты на коротких и водородные лайнеры на более длинных расстояниях, например, при полётах внутри ЕС.
Для дальних перевозок рассматривается возможность применения экологически чистого авиационного топлива (SAF), которое Swedavia планирует в перспективе производить из лесосечных отходов.
Государственная компания недавно объявила о запуске проекта по разработке и испытанию полностью электрического 30-местного самолёта ES-30 шведского стартапа Heart Aerospace в аэропорту Мальме.
По словам представителей компании, модель воздушного судна будет использована для демонстрации руления и зарядки в аэропорту.
«Если принять во внимание, что всё это уже есть, то, на мой взгляд, авиация или полёты должны стать самым экологичным способом передвижения в будущем, поскольку для этого не нужна большая и комплексная инфраструктура», — сказала в интервью Euronews Лена Веннберг, менеджер по устойчивому развитию и охране окружающей среды компании Swedavia.
От пожарных бригад и газонокосилок до внутриаэропортовых автобусов — аэропорты Swedavia уже достигли углеродной нейтральности в 2020 г., сократив с 2011 г. ежегодный объём выбросов углекислого газа на 10 000 тонн.
«Мы постоянно сокращаем выбросы. Это действительно ноль. Это не компенсация или что-то в этом роде. Мы не делаем себе скидок», — говорит Веннберг.
Но пока не все партнёры, работающие в аэропортах Swedavia, могут похвастаться такими результатами, но стремятся к этому. К 2030 году планируется перевести все организации и компании, задействованные в работе аэропортов оператора, на экологически чистое топливо.
Swedavia хочет стать примером для подражания на международном уровне и делиться своими знаниями в области устойчивого развития.
Лена Веннберг
менеджер по устойчивому развитию и охране окружающей среды компании Swedavia
В 2019 году 200 аэропортов в 45 европейских странах взяли на себя обязательство к 2050 году полностью отказаться от использования ископаемого топлива.
«Мы очень тесно сотрудничаем с европейскими партнёрами. Этой осенью мы начинаем работать с аэропортом Гамбурга, чтобы ускорить внедрение водорода в аэропортах. Многие воздушные гавани стран Балтии также включены в эту программу. Таким образом, мы стараемся обмениваться идеями и опытом», — сказала Веннберг.
«У нас есть точно такие же виды машин, инструментов и транспортных средств, как и во всём мире. Так что если нам удаётся работать, не оставляя углеродного следа, это может сделать каждый. Это не так уж сложно. И не так уж дорого».
Видеомонтаж • Roselyne Min