
Норвежец пошёл на прогулку с металлоискателем и нашёл древние сокровища
Вначале археолог-любитель думал, что прибор среагировал на зарытые в землю шоколадные монеты. А оказалось, что это настоящий клад: девять кулонов, три кольца и 10 золотых жемчужин. Эти старинные украшения могли носить 1500 лет назад.
Редкая находка была сделана совсем недавно 51-летним Эрлендом Боре на южном острове Реннесёй, недалеко от города Ставангер.
Свой первый металлоискатель Боре приобрёл в начале года, после того как врач велел ему больше гулять на свежем воздухе, а не сидеть на диване дома.
Оле Мадсен, директор Археологического музея при Университете Ставангера, сказал, что найти «столько золота в один момент и в одном месте — весьма необычный случай».
В августе Боре начал обходить с металлоискателем гористый остров.
Сначала он нашёл какой-то лом, а затем обнаружил нечто «совершенно невообразимое» — клад весом чуть более 100 граммов.
Согласно норвежскому законодательству, предметы, относящиеся к периоду до 1537 г., и монеты 1650 г. и старше, считаются государственной собственностью и подлежат сдаче.
Доцент Хокон Рейерсен из Археологического музея сообщил, что золотые подвески из тонких и плоских монет с чеканкой на одной стороне, которые называются брактеатами, датируются примерно 500 годом нашей эры.
Это так называемый период ранней миграции в Норвегии, между 400 и 550 годами, когда в Европе происходило массовое переселение жителей из одного региона континента на другой.
По словам Рейерсена, подвески и золотые жемчужины были частью «весьма эффектного ожерелья», изготовленного искусными ювелирами. И носили такие украшения представители высшего общества.
Наблюдение за детективами
Он добавил, что «в Норвегии подобные находки не делались с XIX века, а для Скандинавии она тем более необычна».
Профессор Зигмунд Орл, научный сотрудник того же музея, специализирующийся на древних украшениях, сообщил, что на сегодняшний день в Норвегии, Швеции и Дании найдено около 1000 золотых браслетов.
На подвесках обычно изображен норвежский бог Один, исцеляющий больную лошадь своего сына. На реннесёйских подвесках у лошади высунут язык, а «ее сгорбленная поза и скрюченные копыта свидетельствуют о том, что животное ранено», — сказал Эрл.
«Символ лошади олицетворяет болезнь и беду, но в то же время надежду на исцеление и новую жизнь», — добавил он.
Найденные сокровища станут экспонатами Археологического музея в Ставангере.