Трагедия боксёра: Метрополитен-опера превращается в ринг
В основе каждой захватывающей оперы – грандиозный сюжет. В основе этой – один из самых жестоких боксёрских поединков всех времён.
Эмиль Гриффит родился на Виргинских островах в бедной семье. В Нью-Йорке, куда он перебрался в конце 1950-х годов, восходящая звезда бокса живёт двойной жизнью. Гриффита замечают в гей-барах.
В 1962 году на взвешивании его соперник Бенни Парет отпускает в его адрес пару гомофобных ругательств. Кровавый поединок оборачивается трагедией: из-за полученных ударов на ринге Парет впадает в кому и умирает 10 дней спустя.
До конца жизни Гриффита будет преследовать чувство вины, его трагическая история вдохновила мэтра современной американской музыки на создание оперы нового типа.
Автор «Чемпиона» (Champion) – шестикратный обладатель премии «Грэмми», джазовый трубач Теренс Бланшар.
Теренс Бланшар
композитор
По словам мэтра, «Чемпион» – опера об искуплении и прощении. О прощении самого себя».
Как создавалась «опера в джазе»
Бланшар не мог просто перейти из мира джаза в оперу, отказавшись от всего, что его вдохновляет. «В этом произведении вы услышите много разных вещей, – говорит он. – Знаете, мы называем это оперой в джазе, потому что я опираюсь именно на джазовые элементы, но у нас есть и музыка в стиле калипсо, есть самба. Присутствуют даже «уличные ритмы», как это принято сейчас называть. Если уж я творю современную оперу, то все перечисленные стили, культурное наследие со всего мира – это и есть ДНК для партитуры».
Легендарный чемпион в полусреднем весе предстаёт на разных этапах жизни через флэшбэки и видеоконтент, а это большой вызов для творческой команды.
Режиссёр и художник-постановщик вместе определяют, как должен выглядеть мир, который они создают на сцене.
«Я думаю, что в последнее время композиторов, которые хотят писать оперы, большее влияние оказывает кино, чем театр, – отмечает режиссёр Джеймс Робинсон. – Поэтому очень редко встречается новая опера, в которой не было бы, по крайней мере, 20 сцен».
Для воплощения проекта в жизнь используется макет – что-то вроде кукольного домика, миниатюрная версия того, как будут выглядеть декорации. Это помогает принять важные визуальные решения относительно сценографии и света.
По словам сценографа Аллена Мойера, декорации – это движение, они не должны «перегружать сцену».
Джеймс Робинсон
режиссёр
Сотни людей готовят премьеру
Декорации изготавливаются в столярной мастерской. Метрополитен-опера славится своими цехами, где команда мастеров делает всё – от плотницких работ до сварки и покраски.
В постановке «Чемпион» внимание зрителей привлекает занавес – настоящее произведение монументальной живописи. Вот что говорит главный художник-декоратор Роберт Муди: «Это большая сцена и масштабная работа. Мы умеем работать с пространством. Нужно иметь в виду, что для получения нужного эффекта на расстоянии цветовая гамма, текстура, блеск, интенсивность цвета – всё это должно быть усилено».
Визуально оживить персонажей – важная задача художника по костюмам.
В Метрополитен-опере из сезона в сезон более сотни мастеров работают над тысячами костюмов и париков. От создания эскизов до выбора тканей – художник по костюмам Монтана Леви Бланко, лауреат премии Tony Awards, приступил к работе над «Чемпионом» за год до начала репетиций.
«Чемпион» – в своём роде погружение в прошлое героя, и это прекрасно, – говорит дизайнер. – Мы возвращаемся к ярким, живым воспоминаниям на протяжении всего жизненного пути Эмиля. Одна из таких вех – карнавал на Виргинских островах в конце сороковых годов».
Второй знаковый момент, по словам художника по костюмам, – вечеринки в кабаре драг-актёров под названием Hagen’s Hole в 1950-х годах.
Монтана Леви Бланко
художник по костюмам
Как считает Монтана Леви Бланко, особенность этого оперного произведения в том, что «Чемпион» представляет собой сплав всех этих миров, «к которым публика обычно не имеет доступа». «Всё это представлено в очень эстетичной, захватывающей форме», – говорит он.
«Прелесть работы в Метрополитен-опере в том, что у театра есть связи с поставщиками антикварных ювелирных изделий. Поэтому мы можем позволить себе использовать винтажные элементы там, где обычно обходятся копиями. Так что у нас правильно выстроена базовая инфраструктура, это фундамент, а затем мы добавляем сахарную посыпку и глазурь», – подытожил художник по костюмам.
Когда роль требуют жертв
Бас-баритон Райан Спидо Грин, исполняющий партию профессионального боксёра, сбросил 40 килограммов, чтобы привести себя в боевую форму.
«Когда вы работаете над новым произведением, современной оперой, очень многое происходит с вами впервые. То, как это будет выглядеть на сцене, уникально. В «Чемпионе» большую роль играют танцевальные номера. Для Метрополитен-оперы это, пожалуй, сенсация», – говорит оперный певец.
Пронзительная история чемпиона по боксу – часть усилий Метрополитен-оперы по расширению репертуара и привлечению новых зрителей.
Райан Спидо Грин
бас-баритон
«Это не просто опера, – поясняет сопрано Латония Мур, – _в этой постановке столько всего, чего только стоят хореографические сцены. Тут и парад, и ходулисты. Удивительное зрелище. Это поражает слух и вызывает непередаваемые чувства. Я надеюсь, что зрители скажут: «Это превосходит наши самые смелые ожидания».
Теренс Бланшар гордится проделанной работой: «Мы дали людям возможность открыть для себя этот вид искусства, это позволит им исследовать нечто новое, приобрести новый опыт».
Дополнительные источники • перевод и адаптация: Alexander KAZAKEVICH