❗❗ Во многих украинских областях сформировалось крупное подполье. Люди всё чаще выбирают сопротивление...
Моя Европа

Евросоюз расследует субсидирование Китаем производства электромобилей

Евросоюз расследует субсидирование Китаем производства электромобилей

«Настоящая конкуренция существует только пока она справедлива, — заявила Урсула фон дер Ляйен — Мы должны четко осознавать риски, с которыми мы сталкиваемся».

Сообщение Брюсселя о проведении официального расследования в отношении субсидирования Пекином строительства электромобилей, поступающих на европейский рынок, вызвало в среду аплодисменты евродепутатов в Страсбурге.

Председатель заявила: «Глобальные рынки сейчас наводнены более дешевыми китайскими электромобилями. Их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий. Это приводит к деформации нашего рынка. Мы считаем это искажение неприемлемым как внутри наших стран, так и извне».

Но что именно это означает?

Накачивание государственных средств

Еврокомиссия, являясь органом исполнительной власти, обладает исключительной компетенцией в определении общей торговой политики ЕС и регулярно проводит расследования в отношении иностранного импорта, который может нанести ущерб единому рынку.

Антисубсидиарное расследование начинается в том случае, если иностранное государство подозревается в финансовой поддержке компаниям или группам компаний при производстве определенного продукта, и если это субсидирование наносит ущерб европейской промышленности.

Благодаря щедрой государственной помощи производственные затраты иностранных компаний значительно сокращаются, и они получает возможность продавать свой товар по более низкой цене.

Такая скидка ставит европейские предприятия, продающие аналогичный товар, в крайне невыгодное положение, поскольку они не получают такой же поддержки от национальных правительств и оказываются перед двумя вариантами: либо продавать свой товар по более низкой цене, но рисковать потерять деньги, либо продавать товар по более высокой цене, но рисковать потерять клиентов.

Именно это, судя по всему, и происходит с китайскими электромобилями.

Западные страны давно обвиняют Пекин в чрезмерном вливании государственных средств в отечественную промышленность. Эту помощь трудно отследить, и она может принимать различные формы, например, льготное кредитование, льготное налогообложение и прямые переводы средств.

Вливая субсидии, Китай следит за тем, чтобы национальные компании выполняли задачи, поставленные в пятилетних экономических планах. В текущем плане (2021-2025 гг.) «транспортные средства на новых видах энергии» прямо указаны как одна из основ промышленной системы.

По данным Еврокомиссии, в результате продолжающихся поблажек разница в цене между электромобилями китайского производства и их аналогами, произведенными в ЕС, составляет в среднем 20%. То есть потребители, отправляясь за покупкой экологически чистой машины, сразу же обнаруживают гораздо более низкую цену на китайские марки.

Дополнительным рычагом воздействия Китая на других является его доминирующее положение в добыче сырья, необходимого для производства аккумуляторов — такого, как литий, кобальт, никель и марганец. Это создает всеохватывающую среду, в которой КНР контролирует практически все звенья цепочки поставок. Неизбежным результатом этого стал резкий рост сборки электромобилей китайского производства и волна их экспорта по всему миру.

Рынок ЕС считается особенно привлекательным благодаря постепенному запрету на использование двигателей внутреннего сгорания и 10%-ной пошлине на все импортируемые автомобили. Для сравнения: в США установлена пошлина в 27,5%, а в Индии — 70%, что является практически непреодолимым барьером.

По оценкам Еврокомиссии, китайские бренды, такие как BYD, Nio и Xpeng, уже захватили 8% европейского рынка электромобилей, по сравнению с 4% в 2021 году. Они могут получить до 15% в 2025 году, если эта тенденция будет продолжаться непрерывно.

Только на прошлой неделе на крупном автосалоне в Мюнхене китайские автопроизводители со своими недорогими моделями заняли центральное место, оставив своих немецких конкурентов похожими на иконы ушедшей эпохи.

«Китай нацелен на европейский рынок и способен в корне изменить облик промышленности ЕС, какой мы ее знаем, — заявила в прошлом месяце в своем блоге генеральный директор Европейской ассоциации автопроизводителей Сигрид де Врис. — Похоже, что стратегическое решение Китая инвестировать на ранних этапах и по всей цепочке создания стоимости приносит свои дивиденды».

Тарифы против субсидий

Европейский бизнес с трудом справляется со множеством экономических проблем, вызванных, в частности, войной России против Украины. В ожидании еще большей лавины дешевых китайских автомобилей, которая может обрушиться на фирмы, Брюссель принимает упреждающие меры.

«Европа открыта для конкуренции, но не для гонки на дно, — заявила фон дер Ляйен. — Мы должны защищаться от недобросовестной практики».

В знак серьезности своей угрозы Еврокомиссия начала по собственной инициативе расследование (ex-officio), не дожидаясь, пока какая-либо страна ЕС подаст официальную жалобу, как это обычно происходит в подобных случаях.

После того как о расследовании будет сообщено в официальном журнале ЕС, начнется отсчет времени: у Еврокомиссии будет максимум 13 месяцев, чтобы принять решение о введении так называемых «компенсационных пошлин» (иными словами, торговых тарифов) на китайские электромобили или о прекращении расследования без дальнейших действий.

Тарифы будут введены в дополнение к существующей 10%-ной импортной пошлине, чтобы компенсировать несправедливое преимущество, полученное в результате субсидирования. Их размер будет зависеть от собранных исполнительной властью доказательств и требований европейских компаний.

Если тарифы будут утверждены, то они распространятся на все электромобили с аккумуляторными батареями (BEV), произведенные в Китае. Это означает, что европейские и американские автопроизводители, имеющие китайские заводы, такие как Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и Tesla, могут быть обложены пошлинами, если они пользуются государственной помощью Китая.

Страны-члены будут иметь возможность заблокировать введение тарифов, но только в том случае, если они получат квалифицированное большинство голосов (15 стран, представляющих не менее 65% населения ЕС).

Урсула фон дер Ляйен объявляет в Страсбурге о начале расследованияJean-Francois Badias/Copyright 2023 The AP. All rights reserved.

Независимо от окончательного результата, начало расследования знаменует собой значительное обострение отношений между ЕС и Китаем, которые и так были натянутыми после пандемии COVID-19 и российского вторжения в Украину. Оно также представляет собой одно из первых ощутимых последствий «снятия риска» — стратегии, которую фон дер Ляйен использовала для противодействия все более напористому поведению Пекина — без разрыва отношений.

Научный сотрудник аналитического центра Bruegel Симоне Тальяпьетра считает, что решение Еврокомиссии свидетельствует о готовности «более активно», использовать арсенал торговых инструментов для защиты промышленности ЕС и избежания прошлых ошибок (ссылка на то, как европейское производство  солнечных панелей была подавлено китайской конкуренцией).

«Это начало долгого пути, — сказал Тальяпьетра. — В конечном итоге это может сработать, но это должно происходить параллельно с наступательной экономической политикой, чтобы промышленность ЕС быстро развивала свою конкурентоспособность».

Немецкая ассоциация автомобильной промышленности VDA сделала более осторожную оценку и призвала к созданию более широких рамок для стимулирования инвестиций и помощи компаниям в преодолении высоких затрат на энергию, налоги, различные сборы и чрезмерную бюрократию.

«Необходимо точно измерить ущерб, а также учитывать общие интересы и возможную реакцию со стороны Китая», — сказал представитель ассоциации.

Тем временем Китайская торговая палата при ЕС выразила недовольство, заявив, что «значительное промышленное преимущество» китайских машин является результатом не субсидий, а «инноваций» и «партнерских отношений».

«Мы настоятельно призываем ЕС объективно подходить к прогрессу китайской электромобильной промышленности, а не прибегать к односторонним экономическим и торговым мерам», — заявили в палате, предупредив, что новые тарифы могут противоречить положениям Всемирной торговой организации.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»